Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье.
Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка.
Мать, Башлачева Нелли Николаевна - в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии. В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца.
В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.
В 1983 году появляются первые известные песни. "Грибоедовский вальс" - одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в газете "Коммунист", он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.
В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троицкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначала в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось и он решил здесь остаться. "В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!" - говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике.
В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой "Manchester Files" на совместном альбоме под названием "Кочегарка".
В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". В 1886 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуб и устроился работать в знаменитой котельной "Камчатка".
Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке. В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом "Вечный Пост". Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен - "Вишня".
В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя - "Рок". Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.
С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз "Надежда". Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм "Рок". После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (или "Барды покидают дворы", в прокате назывался "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне пятого рок-фестиваля). В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора.
Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище. За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева. Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество.
Время колокольчиков
Долго шли - зноем и морозами.
Все снесли - и остались вольными.
Жрали снег с кашею березовой.
И росли вровень с колокольнями.
Если плач - не жалели соли мы.
Если пир - сахарного пряника.
Звонари черными мозолями
Рвали нерв медного динамика.
Но с каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле - как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь - время колокольчиков.
Ты звени, звени, звени сердце под рубашкою!
Второпях - врассыпную вороны.
Эй! Выводи коренных с пристяжкою
И рванем на четыре стороны.
Но сколько лет лошади не кованы,
Ни одно колесо не мазано.
Плетки нет. Седла разворованы.
И давно все узлы развязаны.
А на дожде - все дороги радугой!
Быть беде. Нынче нам до смеха ли?
Но если есть колокольчик под дугой,
Так, значит, все. Заряжай - поехали!
Загремим, засвистим, защелкаем!
Проберет до костей, до кончиков.
Эй! братва! Чуете печенками грозный смех
Русских колокольчиков?
Век жуем. Матюги с молитвами.
Век живем - хоть шары нам выколи.
Спим да пьем. Сутками и литрами.
Не поем. Петь уже отвыкли.
Долго ждем. Все ходили грязные.
Оттого сделались похожие,
А под Дождем оказались разные.
Большинство - честные, хорошие.
И, пусть разбит батюшка Царь-колокол -
Мы пришли. Мы пришли с гитарами.
Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
Околдовали нас первыми ударами.
И в груди - искры электричества.
Шапки в снег - и рваните звонче.
Свистопляс! Славное язычество.
Я люблю время колокольчиков.
|