Главная
Народное Собрание России
гражданская инициатива
Регистрация

Вход

Вологодская область:

Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 12:59
Меню сайта

Наш опрос
Русская Соборная Демократия
Всего ответов: 482

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Февраль » 19 » К О М М Е Н Т А Р И Й к механизму смешанного финансирования на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП)
12:18
К О М М Е Н Т А Р И Й к механизму смешанного финансирования на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП)

К О М М  Е Н Т А Р И Й

к механизму смешанного финансирования на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП)

 

 Конституционная обязанность государства, проводящего, а не декларирующего социальную политику, заключается в создании условий, способствующих уменьшению социального неравенства, расслоения общества и внедрению различных механизмов повышения благосостояния своих граждан.

До сих пор Россия - единственная страна в мире, которая сочетает в себе "европейскую рождаемость" и "африканскую смертность".  Как ни странно, но сверхсмертность идет не за счет стариков, а за счет молодого и среднего возраста. А это значит, что скоро некому будет охранять границы, скоро некому будет работать, чтобы обеспечить пенсиями всех пенсионеров, нагрузка на работающих будет огромна.

    Различные исследователи у нас и за рубежом изучали причины понижения рождаемости. Оказалось, что дело не в материальном положении, не в религии и проч., а только в одном – в урбанизации. В городе ребенок - обуза, в селе - помощник. Индустриализация и урбанизация везде ведет к ухудшению демографических показателей нации. Избавление от сверхсмертности возможно не только за счет экономического роста, но и за счет изменения экологической и социальной среды обитания. 

Россия во многом зависит от импортного продовольствия т.к. не кормит себя сама – это недопустимо для страны, которая хочет быть суверенной. Развитие сельского хозяйства зависит не только от наших инвестиционных возможностей, нас ограничивает отсутствие кадрового потенциала. Село спилось, деградировало и деградации подвергается уже не только село. Простые районные центры, где, казалось бы, есть работа, есть Интернет, и те оскудевают ресурсами. Мегаполисы высасывают из провинций все соки: финансовые, кадровые, молодёжь.  По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие сельских территорий», прошедшей в Вологде в апреле 2010г., сокращение населения в селе и небольших городах составляет до 6-8% ежегодно при среднем возрасте трудоспособного населения около 50 лет. Т.е. в ближайшие 10 лет на селе работать будет просто некому и  ситуация станет необратимой.

Проблемы развития современного общества во многом связаны  с   кризисом семьи, как основы государства. По утверждению профессора МГУ А.И.Антонова с целью преодоления «точки невозврата» в демографической ситуации необходимо в течение ближайших 5-7 лет повысить роль, расширить возможности семьи  путём делегирования ей части гос.функций, передачи ресурса, например на основе механизма смешанного финансирования, формирования «госпакета» и передачи его на определённых условиях  трудовому коллективу, представленному в форме юр.лица.

Предлагаемый механизм смешанного финансирования на основе ГЧП определяет один из путей комплексного решения обозначенных проблем:

 

1.Целью предлагаемого механизма ГЧП является реализация в рыночных условиях и в рамках действующего законодательства  механизма перераспределения госресурса (в виде «госпакета» инвестиционного проекта) своим же гражданам - трудовому коллективу, объединёнными в юр.лицо в форме ТСЖ, ТОС или ПК, через инвестиционные проекты, с одновременным строительством жилья по ипотеке для работников создаваемых производств и рефинансированием средств из доли «госпакета» на аннуитентные платежи и в социальную инфраструктуру  муниципального образования, т.е. по сути речь идёт о реализации механизма перераспределения части дохода предприятия в пользу трудового коллектива.

Данный механизм позволяет решить, на наш взгляд, одну из главных проблем Общества – обеспечить  востребованность потенциала отдельной Личности в управлении и созидании, создать рамочные условия для реализации этой потребности. Таким образом,  мы  используем ещё системно не востребованный ресурс строительства гражданского общества  посредством организационных инноваций  экономического характера.

 

2. Реализацию механизма смешанного финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) предлагается осуществить на основе ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» путём оформления договора государственно-частного партнёрства (ГЧП), с целью снижения инвестиционных рисков публичного заказчика (органа власти), когда он – публичный заказчик через Специализированный фонд берёт на себя обязательства по приёму в управление определённой доли в инвестпроекте («госпакет») после сдачи его в эксплуатацию заказчиком инвестпроекта с отсроченной компенсацией заказчику (инвестору) из доли «госпакета», а также ФЗ №39 «Об инвестиционной деятельности…», т.е. в форме предоставления госкредита или госгарантий в размере не менее 25% (определяется расчётным путём) от объёма инвестиционного пакета, но на принципах ФЗ №275 «О порядке формирования целевого капитала…», т.е. на период не менее 10 лет с рефинансированием дохода (прибыли) из доли «госпакета» на социальные цели в примерном соотношении:

- 50% на софинансирование аннуитентных платежей при строительстве жилья по ипотеке для работников создаваемого предприятия или на софинансирование вспомогательных производств с/х направлений;

- 50%, как возврат госкредита, на развитие социальной инфраструктуры муниципального образования (дороги, школы, д/сады и пр.)

Механизм ГЧП нами рассматривается как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу при сохранении государственного контроля над активами (такими как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т.д.) и как способ перераспределения госресурса своим же гражданам через инвестиционные проекты.

Интересно в этом плане сопоставить развитие ГЧП на сегодняшнем этапе с экономической политикой СССР периода НЭП. В 1923 г. В.И.Ленин в своей работе «О концессиях и о развитии капитализма» отмечал: «Советская власть приглашает заграничных капиталистов, желающих получить концессии в России. Что такое концессия? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу и сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли… Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остается в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством».

Предлагаемый механизм ГЧП затрагивает и этико-экономический аспект. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.04 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.04 Межрелигиозным советом России) в первом разделе указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества». Во втором разделе Свода содержатся положения: «Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность. Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узкоэгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и преумножения ими общественно-полезных благ. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений».

 

3. В качестве источников финансирования рассматривается использование средств Инвестиционного фонда РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.05 № 694, в ред. от 25.04.06, с изм. от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях.

Согласно Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (№38-р от 19.01.06г.) расходование средств Инвестиционного фонда РФ на условиях ГЧП позволит повысить эффективность государственных инвестиций (вклад частного капитала должен быть не менее 25%). Мы же рассматриваем инвестиционные схемы с привлечением частных инвестиций (кредитов) до 75-100%.

Согласно Положения об Инвестиционном фонде РФ государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры, в том числе социальной, необходимой при создании объектов на территории РФ.

Государственная поддержка также может предоставляться для разработки проектной документации в целях реализации инвестиционных проектов по указанным направлениям. Инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Государственная поддержка для разработки проектной документации инвестиционных проектов предоставляется:                                                                                                                                        а) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку;                                                                                                                       

 

б) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, реализация которых планируется в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях» и инициатором которых выступает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.                                                                                            

 

Одним из эффективных инструментов реализации приоритетных проектов является использование финансовых институтов, в первую очередь государственных банков развития - ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ). Среди функций Внешэкономбанка:

  • финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфра - структуры и на реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
  • приобретение долей (акций, паев) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
  • страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;

Софинансирование инвестиционных проектов может (должно) выполняться через НКО – специализированный фонд (межрегиональный или региональные) в форме долевого софинансирования. Это обеспечит антикоррупционную направленность финансирования, т.к. исчезает (затрудняется) возможность «откатов» в виде завышения стоимости инвестиций или в форме долевого участия заинтересованных чиновников. В софинансировании таких фондов может (должен) принимать участие и инвестор, т.к. он объективно д.б. заинтересован в эффективном трудовом коллективе, за счёт создания для него социальных условий,  и взаимодействии с органами власти.

 

4. По окончании расчётов Фонда с бюджетом и инвестором, доля «госпакета» фонда может использоваться на привлечение под залог дополнительных инвестиций для развития вспомогательных производств с/х направлений или передаваться в траст трудовому коллективу.

 

5. Реализацию предлагаемого механизма ГЧП предлагается осуществить на ряде пилотных проектов в различных муниципальных образованиях Вологодской области.                                    Для системного внедрения предлагаемого механизма ГЧП ранее  предлагалось создание единой информационной базы данных по инвестиционным проектам и инновационным технологиям и организация внедренческой структуры в форме Межрегионального инновационного центра (МИЦ) с привлечением к совместной деятельности учебных, научных и производственных организаций.

 

Преимущества предлагаемых подходов:

 

1. Предложенный механизм смешанного финансирования уже был рассмотрен Экспертным Управлением Президента РФ, а Минэкономразвития РФ выражена возможность предоставления федеральной субсидии при поддержке проекта на региональном уровне.

 

2. Создаётся дополнительный материальный ресурс для ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и обеспечивается заинтересованное содействие муниципальных органов власти при реализации проектов.

 

3. Обеспечивается функция государственного управления инновационно-инвестиционным процессом при относительно небольших затратах и целевое, эффективное использование бюджетных средств за счёт их рефинансирования на строительство дорог, инженерных коммуникаций и др. форм инфраструктурного обеспечения инвестиций.

 

4. Реализуется принцип одновременного создания новых рабочих мест и строительства жилья коттеджного типа для работников предприятия, т.е. появляется возможность системного внедрения инновационных проектов, создания «точек роста» в деструктивных регионах и привлечения  в них новых, активных трудовых ресурсов.

 

5. Повышается экономическая мотивация членов трудового коллектива, обеспечивается участие трудового коллектива, как коллективного собственника «госпакета», в управлении предприятием на условиях равноправного партнёра, а не наёмной рабочей силы и, одновременно, у инвестора снимается  социальная нагрузка на инвестиции.

 

6. При системном внедрении таких подходов создаётся реальный сектор «среднего класса» в форме коллективного собственника и обеспечивается широкая поддержка электоратом проводимой госполитики, а при реализации комплексных проектов с применением автономных источников энергообеспечения, создаётся система устойчивого развития территорий в форме АПЭК (агро-промышленный энергокомплекс).                                                                                                                      

                                                                                                           

 

 Председатель НП «АЭРТ»                                                                                                  Лебедев А.И.                                                                                                               

тел: 8921 835 72 87

 

Переписка с Департаментом  инвестиционного проектирования                                                                  Центра развития государственно-частного партнерства

Уважаемый Александр Иванович!

Выражаем свою благодарность за интерес к сотрудничеству с нашим Центром. Материалы, которые направлялись Вами в адрес Директора Департамента развития региональной инфраструктуры Ю.Н. Орловой были переданы для анализа и подготовки заключения в возглавляемый мной Департамент инвестиционного проектирования.                                                                                                                                                           По результатам ознакомления с представленным Вами предложением по организации взаимодействия с государственным заказчиком в рамках механизма ГЧП сообщаю следующее.

Предлагаемая модель  реализации инфраструктурных проектов является инновационной в практике построения взаимоотношений частного инвестора и государственного заказчика в рамках того или иного проекта. Как следует из схемы, федеральный государственный заказчик в лице Центра ГЧП ВЭБ несет риски по проекту вместе с частным инвестором в пределах своего вклада в Специализированный фонд ГЧП, в той же мере как он и участвует в распределении дохода от реализации проекта. На данном этапе возникает закономерный вопрос о готовности Центра ГЧП ВЭБ нести такой риск, а также о том, каким нормативным актом или распорядительным документом будут утверждаться полномочия Специализированного фонда ГЧП для получения на свои счета бюджетных средств для финансирования проектов. На сегодняшний день, с учетом существующей системы межбюджетных отношений получатели бюджетных средств, не являющиеся органом государственного или муниципального управления, оформляют свои отношения с государственным или муниципальным заказчиком по результатам конкурсных процедур, описанных в Федеральных законах № 94-ФЗ и 115-ФЗ.

Центр развития ГЧП в своей практике сопровождения проектов исходит из нескольких инвестиционных моделей, в основе которых публичный заказчик не несет риски по реализации проекта, но берет на себя обязательства по приему объекта по окончании оговоренного срока его эксплуатации частным инвестором (BTO - концессионная модель) либо обязуется осуществить отсроченные платежи в обеспечение возврата вложенных инвестором средств (BOOT, DBOOT, BOLT, DBOLT и т.д.).    

С учетом изложенного, вопрос об участии нашего Центра в предлагаемой Вами схеме полагаем преждевременным, т.к. требует дополнительной проработки.      

    С уважением,                                                                                                                                                       

 Шагако Олег Александрович- директор Департамента                                                                                             инвестиционного проектирования  Центра развития государственно-частного партнерства

Уважаемый Олег Александрович.

Для того, чтобы предлагаемый нами вариант ГЧП заработал, на мой взгляд, достаточно тех функций Центра развития ГЧП, о которых Вы упоминаете в письме. А именно:Центр развития ГЧП в своей практике сопровождения проектов исходит из нескольких инвестиционных моделей, в основе которых публичный заказчик не несет риски по реализации проекта, но обязуется осуществить отсроченные платежи в обеспечение возврата вложенных инвестором средств.
В этом случае Центр ГЧП (бюджет) заключает договор с заказчиком (инвестором) проекта:                                                         - об отсрочке платежа на период (напр. в 2 раза превышающий период окупаемости проекта) и                                                 - передачу уставной доли в проекте (напр.25%), достаточную для обеспечения софинансирования аннуитентных платежей. Оператором этой деятельности как раз и выступает Специализированный фонд до момента окончания отсроченных платежей. После этого эта доля, т.е. 25% передаётся в управление труд. коллективу ( в форме юр. лица) с правом получения до 85% дохода от этой доли (15% на обеспечение деятельности Фонда по закону о ЦК). В собственность эта доля 25% может перейти к трудовому коллективу, напр. при ликвидации Специализированного фонда.
При таком раскладе практически все риски и издержки несёт заказчик, который взамен должен получить господдержку проекта в соответствии с др. ФЗ № 94-ФЗ и 115-ФЗ и др., государство же получает  поддержку проводимой социальной политики от трудового коллектива. При системном применении такого мех-ма - это мощный "рычаг" управления, который сейчас перед выборами можно инициировать на пилотных проектах.
 При наличии у Спец.фонда 15% от стоимости инвестиционного проекта и возможности заключении государственно-муницинального контракта с инвестором в эту схему, я думаю, можно привлечь различные инвестиционные источники (напр. венгерский, чешский экспортный кредит и пр.) Во всяком случае мы сейчас с этими структурами ведём переговоры по финансированию конкретных проектов и при Вашем содействии можно попробовать этот механизм запустить.
Прошу Вас дать официальный (на бланке) ответ.

 

Открытое письмо http://www.cher-city.ru/sites/default/files/otkrytoe_pismo_.doc                                                                      Комментарий к ГЧП http://www.cher-city.ru/sites/default/files/kommentariy_k_gchp.doc

Просмотров: 1160 | Добавил: Альшевский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ilse  
0
I read your post and wished I'd wretitn it

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz