Школьники воодушевленно заучивали мало- известные стихи
поэта к праздничному конкурсу чтецов, родители вспоминали бессмертное
«Скажи-ка, дядя…», библиотеки и музеи офор- мляли трогательные стенды и
организовывали выставки, а деятели искусства и литературы читали доклады и
лекции о культурном наследии и сохранении русских традиций в литературе.
Впрочем, в 2007 году не меньшую по значимости дату — 950 лет
будут отмечать все, кто носит в себе хоть капельку крови воинствующего
шотландца Лермонта, завоевавшего право получить сию фамилию мечом и рыцарской
доблестью в битве 1057 года Малькольма с Макбетом (кстати, воспетой и
увековеченной Шекспиром). Правнучатый племянник поэта по линии своего деда,
полковника русской армии Владимира Михайловича, Михаил Юрьевич Лермонтов —
редкостно удивительный человек. Основав в 1991 году ассоциацию «Лермонтовское
наследие», объединившую более 200 представителей древнего Костромского рода
Лермонтовых, он решил на свои средства восстановить усадьбу в Середниково, где
юный поэт Миша Лермонтов проводил свои каникулы в пору учения в Московском
университете. Усадьба стала для Михаила Юрьевича воплощением глубоко
осмысленной и выношенной им идеи гармоничного соединения духовного наследия,
неосязаемого мира прекрасного с материальным миром вещей.
Михаил Юрьевич, как возникла идея переехать жить в усадьбу?
Поначалу были попросту собрания Ассоциации и долгие
рассуждения об ответственности рода за сохранение своего наследия, о том, что
мы хотим и можем сделать для этого. Затем вместе с Игорем Васильевичем
Воронцовым — вице-президентом Ассоциации — его, к сожалению, уже нет с намимы
получили от Министерства культуры предложе- ние принять участие в
восстановлении Усадьбы Середниково. Был заключен договор аренды с государством
на 49 лет. Думали, что удастся, управляя на расстоянии, восстановить усадьбу в
качестве музея, но оказалось, что это невозможно. Тогда мы всей семьей
переехали сюда. Это было лет восемь назад и здесь все было разрушено.
Сейчас мы уже сроднились с этим домом. Моя дочь Марина стала
исполнительным директором и взяла на себя все тяготы содержания этого обширного
хозяйства. Ведь усадьба реализуется в своем духовном замысле только тогда,
когда у нее есть хозяин. Без хозяина она может быть музеем, мемориальным
местом, но не русской усадьбой, в которой наши предки сумели соединить духовное
начало с материальным миром.
Сегодня у нас восстановлен лишь парадный двор усадьбы — это
главный дом и четыре флигеля. А всего в усадьбе 16 построек, старинный парк с
прудами, три каменных моста. Есть манеж, конюшня, яблоневый сад и еще много
интересного. Наша семья занимает один флигель, как и прежние хозяева усадьбы,
остальные флигели восстановлены для размещения гостей, а главный дом для
торжественных приемов. В полутора километрах от цент- рального ядра усадьбы —
наш семейный храм Алексия Митрополита, которому уже более трехсот лет и где
бывал у причастия поэт. Этим летом в храме венчался мой сын Юрий с Натальей из
древнего рода Канайкиных. А скоро там будем крестить их дочь Елизавету, которая
родилась 4 ноября.
Какие мероприятия Вы проводите в усадьбе?
Во-первых, это организованные экскурсии. Еще один формат
мероприятий — целевые семинары и конференции. В частности — семинары
Лермонтовской школы воспитания красотой. Они организуются, главным образом, для
студентов МИФИ, которые приезжают к нам на целый день. Мы проводим с ними
погружения в состояние внутреннего резонанса с гармонией Вселенной. Наша задача
создать для человека такую среду, где архитектура, природа, интерьеры, люди,
читающие лекции, — абсолютно все соответствует состоянию вовлеченности в
Красоту.
И, разумеется, мы открыты для корпоративных мероприятий
различных организаций. Например, концерн «Росэнергоатом», где я работаю,
несколько раз проводил здесь заседания правления. Это обоюдный интерес: наши
гости наслаждаются уникальностью обстановки, а для нас появляется воз- можность
заработать денег на содержание усадьбы. Конечно, этих денег хватает только на
поддержание комплекса: охрана, уборка, отопление и так далее.
А вот реставрация осуществляется только за счет инвестиций,
то есть тех личных средств, которые я вкладываю в восстановление. Но я надеюсь,
что это не безвозмездные вложения, а именно инвестиции, которые, в конце
концов, приведут к тому, что усадьба начнет приносить доход, причем не столько
материальный, сколько духовный. После комплексной реставрации мы сможем
принимать в ней, как в культурнотуристическом комплексе, примерно 100-150
человек (!) одновременно.
Помещения в аренду не сдаем, но после конференций и семинаров
гости могут останавливаться у нас на день-два. Неподалеку от усадьбы есть
конюшня, куда иногда обращаемся с просьбой покатать наших гостей. Усадьба стала
узнаваемой после съемок сериала «Бедная Настя».
Эпизоды, где княгиня Долгорукая в своем имении —
архитектурный ансамбль усадьбы и парк, снимали, как раз у нас, а внутренние
интерьерыэто павильонные съемки. Да и раньше здесь много было фильмов отснято,
например, «Черный монах».
Нам нравится показывать усадьбу, тем паче, что такую красоту
трудно спрятать!
Вы — успешный бизнесмен, способный ученый, и вдруг
становитесь инициатором объединения представителей рода Лермонтовых,
вкладываете свои средства в усадьбу?
Судьба так сложилась — меня назвали Михаилом Юрьевичем
Лермонтовым. Были в роду возможности назвать сына Михаилом Юрьевичем и раньше,
но не называли. А на мне почему-то сошлось. И я в этом вижу некий замысел.
Когда происходит распознавание своего смысла жизни, ты вдруг понимаешь, в чем
твое предназначение.
Основная проблема человека — это вопрос самоидентификации —
вопрос, если хотите, смысла жизни и назначения человека вообще на этой земле.
Так вот, с моей точки зрения, способность идентифицировать себя — это
способность интерпретировать мир: из каких элементов ты его строишь, как ты его
себе представляешь, насколько ты связан с каждой молекулой и с каждым атомом в
этом мире, насколько он для тебя всеобъемлющ и взаимозависим.
Мы созданы Творцом по Его образу и подобию, значит можно
предположить, что во Вселенной существует некий закон подобия. А чем ты можешь
быть подобен Творцу? Во-первых, Творец бесконечен, и все, что Он создал —
бесконечно. Раз мы созданы по образу и подобию, значит и мы бесконечны, бесконечны
в своей душе, в своем духовном измерении, а значит — бессмертны.
Во-вторых, альтруизм. Творец желает только добра, счастья,
любви каждому человеку, и дает это всеми своими законами. Отсюда «золотое»
этическое правило основных религий — возлюби ближнего как себя самого. И пока
человечество не сумеет реализовать эту заповедь, трудно рассчитывать на
устойчивое состояние человечества.
Третье — красота. Красота — это то, что Творец создал вокруг
нас и в нас, и что является безусловной ценностью бытия. Способность понимать
красоту нужно еще развить в себе. Мир как осуществление красоты — на
соответствии этой заповеди построены принципы соТворчества человека в религии,
науке и искусстве.
Для меня есть еще одно очень важное свойство — единство.
Творец един, Он единственный и единый. И принципы ответственности и единения —
это основы общественного жизнеустройства, отказ от них и приводит к
цивилизационным кризисам.
Каждый из нас может сконструировать себе жизнь вот этими
заповедями подобия. И чем больше человек стремится к подобию, чем больше он
реализует свое предназначение в этом мире, тем ближе он к замыслу Творца. И тем
больше Творец ему помогает. И наоборот, чем меньше человек подобен Творцу в его
свойствах, тем больше у него страданий и мучений, эгоизма и дьявольщины и всего
остального.
Это упрощенная модель, но здесь, в усадьбе она очень явно
реализуется. Ведь усадьба испокон веков была тем местом, в котором человек
сумел воплотить свою способность соединения духовного начала с материальным миром.
Носить имя великого русского поэта, имя, навсегда
принадлежащее русской культуре, это определенный груз для Вас, или, напротив,
имя помогает Вам в достижении целей?
В детстве на уроках литературы я ощущал некоторую внутреннюю
напряженность. Правда, учителя ровно относились ко мне: ну фамилия, да… И все!
Но ведь это тоже важно — ощущать свою принадлежность к роду, ценностям семьи,
ценностям Родины. Это и есть то отношение к России, которое нужно воспитывать,
восстанавливать как утраченное.
Мои друзья тоже не знали, что я потомок великого рода,
только в 89-м году, когда мы Ассоциацию стали собирать, это стало более или
менее понятным. И сейчас мои старые знакомые говорят: «А, вот мы же не знали,
что ты правну чатый племянник поэта!..»
Для меня принадлежность к такому имени — это
ответственность. Еще с детства я чувствовал в своем имени необычность.
Естественно, тогда я не мог трактовать свои ощущения как сегодня, но чувство
ответственности, перешедшее от родителей, от бабушки, оно было вроде устойчивого
ощущения, что ты должен соответствовать.
Сейчас вся моя философия жизни, моя общественно-политическая
концепция — это и есть ответственность. Я считаю, что пока общество не сумеет
сложить механизмы ответственности людей во власти за то, как они управляют
государством, мы не решим проблему внутреннего государственного устройства.
Ответственность у нас почему-то оказалась только перед начальником. А
нравственная ответственность? А ответственность перед Творцом? Это гигантская
система воспитания, которую государство должно сложить для своих граждан,
причем не как какой-то детерминированный способ воспитания, а как альтернативу.
Ведь человек должен понимать, что, осознав свою ответственность, он будет
гораздо более успешен в бизнесе, в своих делах, ему будет сопутствовать успех в
отношениях с людьми.
Только осознав свою ответственность, можно создать
«свободное общество свободных людей». А я все время добавляю: «свободное
общество ответственных людей». Свободное общество – ответственное общество.
Вы были на Кавказе?
Я родился в Пятигорске. В этом году было 190-летие со дня
рождения М. Ю. Лермонтова. И по всей России прошла масса мероприятий,
праздников, 10-12 октября были такие праздники и в Пятигорске. Мы собрали очень
интересную конференцию, которая называлась «Значение творческого наследия
Лермонтова для духовного возрождения России и мира на Кавказе». Там
присутствовал министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, были
министры культуры Кавказских республик, известные поэты, писатели. И все в один
голос говорили о том, что образ Лермонтова — это та самая безусловная ценность,
тот центр роста, вокруг которого все могут объединиться.
У Вас в кабинете множество фотографий, картин, икон… И даже
гитара и сабля на стене висят… Это как-то отражает Ваши увлечения?
Вот портрет моего деда, полковника царской армии Владимира
Михайловича Лермонтова, кавалера Золотого оружия и орденов за храбрость в боях
Первой мировой. Он долго хранил и затем передал в Пятигорский музей личные вещи
поэта.
А это портрет прадеда Владимира Федоровича фон дер Лауница —
Тамбовского губернатора. После примерной организации торжеств прославления в
1903 году Преподобного Серафима Саровского он был приглашен Императором на
должность градоначальника Санкт-Петербурга, где был в 1906 году убит
террористами. И Государь Николай II за заслуги перед Отечеством похоронил его в
родовом имении Каргашино Тамбовской губернии, сейчас это Рязанская область, в
хрустальном гробу, подвешенном на цепях. А на могиле поставил громадный каменный
крест в виде Голгофы. Могилу разорили и разграбили в 1922 году, но крест
остался. Моей жене Елене Владимировне через 78 лет после разорения
посчастливилось найти осколок гроба, — вот он на стене под портретом прадеда.
Рядом с великими предками портрет моего внука Сергея
Лермонтова, надеюсь — продолжателя славных дел рода.
Увлечения мои — это исследования истории моего рода, а также
философия. И не просто философия, а практическая философия, то есть решение
задач обустраивания нашего материального мира с учетом древних духовных
традиций и знаний современной науки.
То, что я делаю — это и есть мое хобби, если хотите,
совершенствование способности к интерпретации и организации бытия. Я бы сказал,
жизненный эксперимент. И поверьте, это очень увлекательно, потому что если
взять, например, только один аспект — красоту, как заповедь человеческого
подобия Творцу, то такое количество красивых мест на Земле хочется посмотреть,
и сколько еще самому можно и нужно сделать.
Вы много путешествуете?
Да, мы с женой очень много ездим по стране и по миру. Ведь
везде есть Лермонтовы. Судьба разбросала их после революции: одни остались на
родине, другие — разъехались по разным странам. При собраниях Ассоциации
представители российской ветви рода из США, Бразилии, Франции, Англии,
Швейцарии, Монако съезжаются в Москву, встречаются в усадьбе, путешествуют по
стране. И мы, когда выезжаем за границу, обязательно бываем у наших
родственников.
Иногда совершенно удивительные события происходят… Наш
Президент недавно посетил Бразилию с визитом, а в Бразилии существует «Общество
дружбы Россия-Бразилия имени Михаила Юрьевича Лермонтова». Вице-президентом
этого общества был Александр Григорьевич Лермонтов — житель Рио-де-Жанейро, к
сожалению, он умер. Но его сын Михаил Александрович Лермонтов живет в Бразилии,
месяца полтора назад звонил и говорил, что мэр Рио-де-Жанейро решил к визиту В.
В. Путина на одной из площадей поставить бюст великого русского поэта. И я
срочно высылал туда фотографии портретов Лермонтова… Но вот в новостях о визите
Президента подтверждения истории с установкой в Бразилии бюста не нашел.
Основатель российской ветви нашего рода Георг Лермонт
поступил на службу Михаилу Федоровичу Романову в 1613 году. За заслуги перед
новым Отечеством получил дворянский титул, и земли в Чухломской осаде, так что
наш род пошел с Костромской земли. Фамилия Лермонт очень распространена в мире
и сегодня мы знаем, что члены Шотландской ветви рода живут еще и в США, и в
Канаде, и в ЮАР, и в Новой Зеландии. В Австралии два национальных героя
Лермонта, есть город Лермонт и озеро с таким же названием. Это потомки тех, кто
из Шотландии отправлялись в путешествия еще в XVI веке. Вот вам пример ощущения
присутствия собственного рода во всем цивилизаци- онном пространстве, что еще может
быть более интересным?!
Связаны ли Ваши культурные поиски с началом
общественно-политической деятельности?
Относительно культуры существуют две кардинально различные
концепции. С одной стороны, сегодня культура воспринимается как некая отрасль
хозяйства, которая управляет театрами, музеями, галереями и прочее. Власть
рассматривает эту отрасль как затратную — с отложенным для
социально-экономического развития государства эффектом. Это грустно, конечно.
А есть концепция, которая мне близка и предполагает
отношение к культуре как к геному или социокоду общества. В этой модели
культура — это генная и иммунная системы общества и его духовное измерение.
Ведь иммунная система всегда реагирует на изменения, идущие извне, и
приспосабливает организм к внешним вызовам.
Наше общество — единый организм. Но представьте себе, что
этот организм не отдает себе отчет в том, что у него слабая иммунная система.
Он постоянно подвергается интервенции, модифицируется внешними источниками.
И к тому же, вместо того, чтоб укреплять иммунную систему,
организм усердно принимается на- ращивать мышцы. Он, в конце концов,
развалится.
Эта катастрофа и произойдет с нашим обществом и
государством, если не придать сегодня культуре значение ресурсообразующей
отрасли. Культура — это и есть способность общества сохранять свои гены, свой
культурный фонд, свое наследие, и в то же время реагировать, отвечать на
цивилизационные вызовы. В России эта способность не утрачена, более того, она
сейчас находится в состоянии сжатой пружины, и государству достаточно
небольшого усилия, чтобы эту пружину развернуть.
Сегодня как никогда нужны люди, которые понимают важность и
необходимость духовных ценностей бытия, и которые могут через культуру
восстановить способность общества адекватно реагировать на цивилизационные
вызовы. И снова видится ключевая роль ответственности того, кто четко скажет:
культура принесет такие-то плоды, если мы осуществим такие-то действия.
Основанный нами «Союз Граждан России» – внепартийная,
неполитическая общественная организация. Нас объединяют изначально присущие
человеку нравственные ценности и осознание своей личной гражданской
ответственности.
Наша концепция, подразумевающая формирование общества
гражданской ответственности, как единственного реально возможного свободного
общества свободных людей, наши попытки сформулировать этику ответственности и
единения, все это производит определенный резонанс, освещается в прессе.
Мы — что-то вроде клуба ученых, предлагающих свои идеи, но
не ищущих власти. Таким образом, мы не рискуем стать зависимыми.
Культура, что ни говори, абстрактное понятие, и с этим,
наверное, сопряжено много трудностей?
Это и так и не так. Наша способность к интерпретации — это и
есть наша реальность. Чем глубже мы развиваем эту способность, тем ярче
реальность.
Сегодня мы совершенно отчетливо понимаем, что от биосферы
человек перешел к инфо- сфере, то есть мы живем в информационном пространстве.
И в этой инфосфере существует некий самоорганизующийся процесс формирования
гиперреальности, которая создается пе- ресечениями информационных потоков.
Все средства массовой коммуникации — это и есть некие
генераторы гиперреальности. Ее строительный материал — все те фильмы, песенки,
слоганы, которые на нас выплескивают- ся… Становится понятным, насколько легко
бросить вирус в эту реальность, разрушить те самые геномы культуры, которые мы
должны защищать.
Как я уже говорил, русский человек в силу своих культурных
традиций уже обладает устойчивой иммунной системой, но и внешние воздействия
становятся все более изощренными.
Задача Министерства культуры и массовых коммуникаций как раз
в том, чтобы стать «генеральным конструктором» гиперреальности, которая нужна
государству для нормального эффективного развития. Государство должно осознать,
что, не создав позитивной гиперреальности — с помощью музыки, фильмов,
библиотек, музеев, усадеб, то есть с помощью культуры — мы никогда не получим устойчивого
развития ни в экономике, ни в иных областях.
И все-таки палочки вируса себе легче представить, чем
иммунитет…
Дело в том, что мы со школьной доски привыкли понимать
законы природы, физические законы материального мира. Мы знаем, что если бросить
яблоко, оно падает вниз, а если потереть шелковой тряпочкой янтарь, то он
наэлектризуется. А почему мы считаем, что в духовном мире не действуют такие же
законы?! Что если ты плохо себя ведешь с нравственной точки зрения, ты будешь
наказан?
Вот то самое духовное измерение, в которое человек не верит,
но, не осознав его, человек не может стать Человеком. И только в способности
человека познать законы духовного мира и использовать их в своей материальной
жизни — есть реализация замысла Творца, смысл жизни.
Какую роль Вы отводите национальной элите в становлении
памятуемой Вами гиперреаль- ности?
Тут возникает масса проблем. Кто же такая национальная
элита? Вот есть национальная безопасность, национальные интересы государства. В
моей интерпретации, национальная элита — это люди, отличающиеся наивысшим
чувством ответственности, независимо от национальности, политической или
какой-либо еще принадлежности.
Место национальной элиты в современном обществе, место,
обусловленное историческими традициями, всей логикой развития общества,
ответст- венностью элиты перед обществом, я вижу между гражданином и властью.
Как раз создаваемая Общественная палата это и есть место для этих людей. Но
проблема в том, чтобы собрать их в пространстве доверия друг другу и конструктивного
сотрудничества с людьми из власти. Для меня национальная идея — это следование
единой для народов России системе духовных ценностей. Если нам удастся духовное
измерение сопрячь с материальным жизнеустройством, если духовные ценности
станут хотя бы в какой-то степени используемы для правления в государстве,
обществе, это и будет национальная идея России.
Послесловие
У Экклезиаста сказано: «Я увидел: нет большего блага, чем
радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет —
посмотреть, что будет после?»
|