Главная
Народное Собрание России
гражданская инициатива
Регистрация

Вход

Вологодская область:

Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 20.01.2022, 04:44
Меню сайта

Наш опрос
Русская Соборная Демократия
Всего ответов: 479

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Январь » 27 » МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ: ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ
13:56
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ: ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ

Школьники воодушевленно заучивали мало- известные стихи поэта к праздничному конкурсу чтецов, родители вспоминали бессмертное «Скажи-ка, дядя…», библиотеки и музеи офор- мляли трогательные стенды и организовывали выставки, а деятели искусства и литературы читали доклады и лекции о культурном наследии и сохранении русских традиций в литературе.

Впрочем, в 2007 году не меньшую по значимости дату — 950 лет будут отмечать все, кто носит в себе хоть капельку крови воинствующего шотландца Лермонта, завоевавшего право получить сию фамилию мечом и рыцарской доблестью в битве 1057 года Малькольма с Макбетом (кстати, воспетой и увековеченной Шекспиром). Правнучатый племянник поэта по линии своего деда, полковника русской армии Владимира Михайловича, Михаил Юрьевич Лермонтов — редкостно удивительный человек. Основав в 1991 году ассоциацию «Лермонтовское наследие», объединившую более 200 представителей древнего Костромского рода Лермонтовых, он решил на свои средства восстановить усадьбу в Середниково, где юный поэт Миша Лермонтов проводил свои каникулы в пору учения в Московском университете. Усадьба стала для Михаила Юрьевича воплощением глубоко осмысленной и выношенной им идеи гармоничного соединения духовного наследия, неосязаемого мира прекрасного с материальным миром вещей.

 Михаил Юрьевич, как возникла идея переехать жить в усадьбу? 

Поначалу были попросту собрания Ассоциации и долгие рассуждения об ответственности рода за сохранение своего наследия, о том, что мы хотим и можем сделать для этого. Затем вместе с Игорем Васильевичем Воронцовым — вице-президентом Ассоциации — его, к сожалению, уже нет с намимы получили от Министерства культуры предложе- ние принять участие в восстановлении Усадьбы Середниково. Был заключен договор аренды с государством на 49 лет. Думали, что удастся, управляя на расстоянии, восстановить усадьбу в качестве музея, но оказалось, что это невозможно. Тогда мы всей семьей переехали сюда. Это было лет восемь назад и здесь все было разрушено.

 Сейчас мы уже сроднились с этим домом. Моя дочь Марина стала исполнительным директором и взяла на себя все тяготы содержания этого обширного хозяйства. Ведь усадьба реализуется в своем духовном замысле только тогда, когда у нее есть хозяин. Без хозяина она может быть музеем, мемориальным местом, но не русской усадьбой, в которой наши предки сумели соединить духовное начало с материальным миром. 

 Сегодня у нас восстановлен лишь парадный двор усадьбы — это главный дом и четыре флигеля. А всего в усадьбе 16 построек, старинный парк с прудами, три каменных моста. Есть манеж, конюшня, яблоневый сад и еще много интересного. Наша семья занимает один флигель, как и прежние хозяева усадьбы, остальные флигели восстановлены для размещения гостей, а главный дом для торжественных приемов. В полутора километрах от цент- рального ядра усадьбы — наш семейный храм Алексия Митрополита, которому уже более трехсот лет и где бывал у причастия поэт. Этим летом в храме венчался мой сын Юрий с Натальей из древнего рода Канайкиных. А скоро там будем крестить их дочь Елизавету, которая родилась 4 ноября. 

 Какие мероприятия Вы проводите в усадьбе? 

Во-первых, это организованные экскурсии. Еще один формат мероприятий — целевые семинары и конференции. В частности — семинары Лермонтовской школы воспитания красотой. Они организуются, главным образом, для студентов МИФИ, которые приезжают к нам на целый день. Мы проводим с ними погружения в состояние внутреннего резонанса с гармонией Вселенной. Наша задача создать для человека такую среду, где архитектура, природа, интерьеры, люди, читающие лекции, — абсолютно все соответствует состоянию вовлеченности в Красоту.

 И, разумеется, мы открыты для корпоративных мероприятий различных организаций. Например, концерн «Росэнергоатом», где я работаю, несколько раз проводил здесь заседания правления. Это обоюдный интерес: наши гости наслаждаются уникальностью обстановки, а для нас появляется воз- можность заработать денег на содержание усадьбы. Конечно, этих денег хватает только на поддержание комплекса: охрана, уборка, отопление и так далее. 

А вот реставрация осуществляется только за счет инвестиций, то есть тех личных средств, которые я вкладываю в восстановление. Но я надеюсь, что это не безвозмездные вложения, а именно инвестиции, которые, в конце концов, приведут к тому, что усадьба начнет приносить доход, причем не столько материальный, сколько духовный. После комплексной реставрации мы сможем принимать в ней, как в культурнотуристическом комплексе, примерно 100-150 человек (!) одновременно.

 Помещения в аренду не сдаем, но после конференций и семинаров гости могут останавливаться у нас на день-два. Неподалеку от усадьбы есть конюшня, куда иногда обращаемся с просьбой покатать наших гостей. Усадьба стала узнаваемой после съемок сериала «Бедная Настя». 

Эпизоды, где княгиня Долгорукая в своем имении — архитектурный ансамбль усадьбы и парк, снимали, как раз у нас, а внутренние интерьерыэто павильонные съемки. Да и раньше здесь много было фильмов отснято, например, «Черный монах».

 Нам нравится показывать усадьбу, тем паче, что такую красоту трудно спрятать! 

Вы — успешный бизнесмен, способный ученый, и вдруг становитесь инициатором объединения представителей рода Лермонтовых, вкладываете свои средства в усадьбу?

Судьба так сложилась — меня назвали Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Были в роду возможности назвать сына Михаилом Юрьевичем и раньше, но не называли. А на мне почему-то сошлось. И я в этом вижу некий замысел. Когда происходит распознавание своего смысла жизни, ты вдруг понимаешь, в чем твое предназначение.

 Основная проблема человека — это вопрос самоидентификации — вопрос, если хотите, смысла жизни и назначения человека вообще на этой земле. Так вот, с моей точки зрения, способность идентифицировать себя — это способность интерпретировать мир: из каких элементов ты его строишь, как ты его себе представляешь, насколько ты связан с каждой молекулой и с каждым атомом в этом мире, насколько он для тебя всеобъемлющ и взаимозависим. 

 Мы созданы Творцом по Его образу и подобию, значит можно предположить, что во Вселенной существует некий закон подобия. А чем ты можешь быть подобен Творцу? Во-первых, Творец бесконечен, и все, что Он создал — бесконечно. Раз мы созданы по образу и подобию, значит и мы бесконечны, бесконечны в своей душе, в своем духовном измерении, а значит — бессмертны. 

 Во-вторых, альтруизм. Творец желает только добра, счастья, любви каждому человеку, и дает это всеми своими законами. Отсюда «золотое» этическое правило основных религий — возлюби ближнего как себя самого. И пока человечество не сумеет реализовать эту заповедь, трудно рассчитывать на устойчивое состояние человечества. 

 Третье — красота. Красота — это то, что Творец создал вокруг нас и в нас, и что является безусловной ценностью бытия. Способность понимать красоту нужно еще развить в себе. Мир как осуществление красоты — на соответствии этой заповеди построены принципы соТворчества человека в религии, науке и искусстве. 

 Для меня есть еще одно очень важное свойство — единство. Творец един, Он единственный и единый. И принципы ответственности и единения — это основы общественного жизнеустройства, отказ от них и приводит к цивилизационным кризисам. 

 Каждый из нас может сконструировать себе жизнь вот этими заповедями подобия. И чем больше человек стремится к подобию, чем больше он реализует свое предназначение в этом мире, тем ближе он к замыслу Творца. И тем больше Творец ему помогает. И наоборот, чем меньше человек подобен Творцу в его свойствах, тем больше у него страданий и мучений, эгоизма и дьявольщины и всего остального. 

 Это упрощенная модель, но здесь, в усадьбе она очень явно реализуется. Ведь усадьба испокон веков была тем местом, в котором человек сумел воплотить свою способность соединения духовного начала с материальным миром. 

 Носить имя великого русского поэта, имя, навсегда принадлежащее русской культуре, это определенный груз для Вас, или, напротив, имя помогает Вам в достижении целей? 

В детстве на уроках литературы я ощущал некоторую внутреннюю напряженность. Правда, учителя ровно относились ко мне: ну фамилия, да… И все! Но ведь это тоже важно — ощущать свою принадлежность к роду, ценностям семьи, ценностям Родины. Это и есть то отношение к России, которое нужно воспитывать, восстанавливать как утраченное.

 Мои друзья тоже не знали, что я потомок великого рода, только в 89-м году, когда мы Ассоциацию стали собирать, это стало более или менее понятным. И сейчас мои старые знакомые говорят: «А, вот мы же не знали, что ты правну чатый племянник поэта!..» 

Для меня принадлежность к такому имени — это ответственность. Еще с детства я чувствовал в своем имени необычность. Естественно, тогда я не мог трактовать свои ощущения как сегодня, но чувство ответственности, перешедшее от родителей, от бабушки, оно было вроде устойчивого ощущения, что ты должен соответствовать.

 Сейчас вся моя философия жизни, моя общественно-политическая концепция — это и есть ответственность. Я считаю, что пока общество не сумеет сложить механизмы ответственности людей во власти за то, как они управляют государством, мы не решим проблему внутреннего государственного устройства. Ответственность у нас почему-то оказалась только перед начальником. А нравственная ответственность? А ответственность перед Творцом? Это гигантская система воспитания, которую государство должно сложить для своих граждан, причем не как какой-то детерминированный способ воспитания, а как альтернативу. Ведь человек должен понимать, что, осознав свою ответственность, он будет гораздо более успешен в бизнесе, в своих делах, ему будет сопутствовать успех в отношениях с людьми. 

Только осознав свою ответственность, можно создать «свободное общество свободных людей». А я все время добавляю: «свободное общество ответственных людей». Свободное общество – ответственное общество.

 Вы были на Кавказе? 

Я родился в Пятигорске. В этом году было 190-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. И по всей России прошла масса мероприятий, праздников, 10-12 октября были такие праздники и в Пятигорске. Мы собрали очень интересную конференцию, которая называлась «Значение творческого наследия Лермонтова для духовного возрождения России и мира на Кавказе». Там присутствовал министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, были министры культуры Кавказских республик, известные поэты, писатели. И все в один голос говорили о том, что образ Лермонтова — это та самая безусловная ценность, тот центр роста, вокруг которого все могут объединиться.

 У Вас в кабинете множество фотографий, картин, икон… И даже гитара и сабля на стене висят… Это как-то отражает Ваши увлечения? 

Вот портрет моего деда, полковника царской армии Владимира Михайловича Лермонтова, кавалера Золотого оружия и орденов за храбрость в боях Первой мировой. Он долго хранил и затем передал в Пятигорский музей личные вещи поэта.

 А это портрет прадеда Владимира Федоровича фон дер Лауница — Тамбовского губернатора. После примерной организации торжеств прославления в 1903 году Преподобного Серафима Саровского он был приглашен Императором на должность градоначальника Санкт-Петербурга, где был в 1906 году убит террористами. И Государь Николай II за заслуги перед Отечеством похоронил его в родовом имении Каргашино Тамбовской губернии, сейчас это Рязанская область, в хрустальном гробу, подвешенном на цепях. А на могиле поставил громадный каменный крест в виде Голгофы. Могилу разорили и разграбили в 1922 году, но крест остался. Моей жене Елене Владимировне через 78 лет после разорения посчастливилось найти осколок гроба, — вот он на стене под портретом прадеда. 

 Рядом с великими предками портрет моего внука Сергея Лермонтова, надеюсь — продолжателя славных дел рода. 

 Увлечения мои — это исследования истории моего рода, а также философия. И не просто философия, а практическая философия, то есть решение задач обустраивания нашего материального мира с учетом древних духовных традиций и знаний современной науки. 

То, что я делаю — это и есть мое хобби, если хотите, совершенствование способности к интерпретации и организации бытия. Я бы сказал, жизненный эксперимент. И поверьте, это очень увлекательно, потому что если взять, например, только один аспект — красоту, как заповедь человеческого подобия Творцу, то такое количество красивых мест на Земле хочется посмотреть, и сколько еще самому можно и нужно сделать.

 Вы много путешествуете? 

Да, мы с женой очень много ездим по стране и по миру. Ведь везде есть Лермонтовы. Судьба разбросала их после революции: одни остались на родине, другие — разъехались по разным странам. При собраниях Ассоциации представители российской ветви рода из США, Бразилии, Франции, Англии, Швейцарии, Монако съезжаются в Москву, встречаются в усадьбе, путешествуют по стране. И мы, когда выезжаем за границу, обязательно бываем у наших родственников.

 Иногда совершенно удивительные события происходят… Наш Президент недавно посетил Бразилию с визитом, а в Бразилии существует «Общество дружбы Россия-Бразилия имени Михаила Юрьевича Лермонтова». Вице-президентом этого общества был Александр Григорьевич Лермонтов — житель Рио-де-Жанейро, к сожалению, он умер. Но его сын Михаил Александрович Лермонтов живет в Бразилии, месяца полтора назад звонил и говорил, что мэр Рио-де-Жанейро решил к визиту В. В. Путина на одной из площадей поставить бюст великого русского поэта. И я срочно высылал туда фотографии портретов Лермонтова… Но вот в новостях о визите Президента подтверждения истории с установкой в Бразилии бюста не нашел. 

 Основатель российской ветви нашего рода Георг Лермонт поступил на службу Михаилу Федоровичу Романову в 1613 году. За заслуги перед новым Отечеством получил дворянский титул, и земли в Чухломской осаде, так что наш род пошел с Костромской земли. Фамилия Лермонт очень распространена в мире и сегодня мы знаем, что члены Шотландской ветви рода живут еще и в США, и в Канаде, и в ЮАР, и в Новой Зеландии. В Австралии два национальных героя Лермонта, есть город Лермонт и озеро с таким же названием. Это потомки тех, кто из Шотландии отправлялись в путешествия еще в XVI веке. Вот вам пример ощущения присутствия собственного рода во всем цивилизаци- онном пространстве, что еще может быть более интересным?! 

 Связаны ли Ваши культурные поиски с началом общественно-политической деятельности? 

Относительно культуры существуют две кардинально различные концепции. С одной стороны, сегодня культура воспринимается как некая отрасль хозяйства, которая управляет театрами, музеями, галереями и прочее. Власть рассматривает эту отрасль как затратную — с отложенным для социально-экономического развития государства эффектом. Это грустно, конечно.

А есть концепция, которая мне близка и предполагает отношение к культуре как к геному или социокоду общества. В этой модели культура — это генная и иммунная системы общества и его духовное измерение. Ведь иммунная система всегда реагирует на изменения, идущие извне, и приспосабливает организм к внешним вызовам.

 Наше общество — единый организм. Но представьте себе, что этот организм не отдает себе отчет в том, что у него слабая иммунная система. Он постоянно подвергается интервенции, модифицируется внешними источниками. 

 И к тому же, вместо того, чтоб укреплять иммунную систему, организм усердно принимается на- ращивать мышцы. Он, в конце концов, развалится. 

 Эта катастрофа и произойдет с нашим обществом и государством, если не придать сегодня культуре значение ресурсообразующей отрасли. Культура — это и есть способность общества сохранять свои гены, свой культурный фонд, свое наследие, и в то же время реагировать, отвечать на цивилизационные вызовы. В России эта способность не утрачена, более того, она сейчас находится в состоянии сжатой пружины, и государству достаточно небольшого усилия, чтобы эту пружину развернуть. 

 Сегодня как никогда нужны люди, которые понимают важность и необходимость духовных ценностей бытия, и которые могут через культуру восстановить способность общества адекватно реагировать на цивилизационные вызовы. И снова видится ключевая роль ответственности того, кто четко скажет: культура принесет такие-то плоды, если мы осуществим такие-то действия. 

 Основанный нами «Союз Граждан России» – внепартийная, неполитическая общественная организация. Нас объединяют изначально присущие человеку нравственные ценности и осознание своей личной гражданской ответственности. 

 Наша концепция, подразумевающая формирование общества гражданской ответственности, как единственного реально возможного свободного общества свободных людей, наши попытки сформулировать этику ответственности и единения, все это производит определенный резонанс, освещается в прессе. 

 Мы — что-то вроде клуба ученых, предлагающих свои идеи, но не ищущих власти. Таким образом, мы не рискуем стать зависимыми. 

 Культура, что ни говори, абстрактное понятие, и с этим, наверное, сопряжено много трудностей? 

Это и так и не так. Наша способность к интерпретации — это и есть наша реальность. Чем глубже мы развиваем эту способность, тем ярче реальность.

 Сегодня мы совершенно отчетливо понимаем, что от биосферы человек перешел к инфо- сфере, то есть мы живем в информационном пространстве. И в этой инфосфере существует некий самоорганизующийся процесс формирования гиперреальности, которая создается пе- ресечениями информационных потоков. 

 Все средства массовой коммуникации — это и есть некие генераторы гиперреальности. Ее строительный материал — все те фильмы, песенки, слоганы, которые на нас выплескивают- ся… Становится понятным, насколько легко бросить вирус в эту реальность, разрушить те самые геномы культуры, которые мы должны защищать. 

 Как я уже говорил, русский человек в силу своих культурных традиций уже обладает устойчивой иммунной системой, но и внешние воздействия становятся все более изощренными. 

Задача Министерства культуры и массовых коммуникаций как раз в том, чтобы стать «генеральным конструктором» гиперреальности, которая нужна государству для нормального эффективного развития. Государство должно осознать, что, не создав позитивной гиперреальности — с помощью музыки, фильмов, библиотек, музеев, усадеб, то есть с помощью культуры — мы никогда не получим устойчивого развития ни в экономике, ни в иных областях.

И все-таки палочки вируса себе легче представить, чем иммунитет…

 Дело в том, что мы со школьной доски привыкли понимать законы природы, физические законы материального мира. Мы знаем, что если бросить яблоко, оно падает вниз, а если потереть шелковой тряпочкой янтарь, то он наэлектризуется. А почему мы считаем, что в духовном мире не действуют такие же законы?! Что если ты плохо себя ведешь с нравственной точки зрения, ты будешь наказан? 

 Вот то самое духовное измерение, в которое человек не верит, но, не осознав его, человек не может стать Человеком. И только в способности человека познать законы духовного мира и использовать их в своей материальной жизни — есть реализация замысла Творца, смысл жизни. 

Какую роль Вы отводите национальной элите в становлении памятуемой Вами гиперреаль- ности?

Тут возникает масса проблем. Кто же такая национальная элита? Вот есть национальная безопасность, национальные интересы государства. В моей интерпретации, национальная элита — это люди, отличающиеся наивысшим чувством ответственности, независимо от национальности, политической или какой-либо еще принадлежности.

 

Место национальной элиты в современном обществе, место, обусловленное историческими традициями, всей логикой развития общества, ответст- венностью элиты перед обществом, я вижу между гражданином и властью. Как раз создаваемая Общественная палата это и есть место для этих людей. Но проблема в том, чтобы собрать их в пространстве доверия друг другу и конструктивного сотрудничества с людьми из власти. Для меня национальная идея — это следование единой для народов России системе духовных ценностей. Если нам удастся духовное измерение сопрячь с материальным жизнеустройством, если духовные ценности станут хотя бы в какой-то степени используемы для правления в государстве, обществе, это и будет национальная идея России.

 Послесловие 

У Экклезиаста сказано: «Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет — посмотреть, что будет после?»

Просмотров: 1119 | Добавил: Альшевский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2022Создать бесплатный сайт с uCoz