Главная
Народное Собрание России
гражданская инициатива
Регистрация

Вход

Вологодская область:

Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 28.06.2022, 00:40
Меню сайта

Наш опрос
Русская Соборная Демократия
Всего ответов: 479

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Май » 22 » Роль СМИ в финансовых кризисах
15:09
Роль СМИ в финансовых кризисах
     СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание могут использоваться для того, чтобы отвлечь внимание общества от подлинных причин кризиса. Приведем яркий пример. Истоком кризиса 2008 г. предложено считать «лопнувший пузырь» американской ипотеки. Однако если взглянуть на гистограмму, включенную в ежегодный доклад МВФ «Мировая финансовая стабильность», опубликованный в октябре 2008 г., то обращает на себя внимание тот факт, что банковские потери, связанные с ипотечными активами, составляют всего около 250 млрд долларов. 

При этом, по данным МВФ, мировой ВВП за 2008 г. составил 62054,133 млрд долл. Соотношение этих сумм (примерно 1 к 240) показывает, что ипотечный кризис США на фоне мировой финансовой системы является даже не флуктуацией, а «шумом». 

Таким образом, незначительный финансовый факт благодаря пристальному вниманию мировых СМИ спровоцировал массовое поведение: панику среди биржевых игроков, обвал фондовых индексов и тотальное недоверие внутри банковского сектора, которое повлекло за собой прекращение межбанковского кредитования, страхи среди населения, за чем последовало изъятие банковских депозитов, падение потребления и т. п.

В этой связи характерны данные по освещению в российских и американских СМИ роли ФРС США в финансовом кризисе 2007–2009 гг. Было проанализировано количество упоминаний ряда терминов в архивах интернет-сайтов российских и американских СМИ за указанный период. В частности, анализировались сайты «CNN International» (www.cnn.com), «Вести» (www.vesti.ru), а также сайт газеты «h e Wall Street Journal» (www.wsj.com).

Телеканал «CNN International» транслируется в 212 странах мира. Ресурс www.cnn.com на апрель 2009 г. являлся третьим по популярности новостным сайтом в США. Ресурс www.wsj.com — онлайн-издание газеты «h e Wall Street Journal», которая имеет самый большой тираж среди американских газет (2,1 млн экз. по данным на март 2010 г.), включая 400 тыс. платных онлайн-подписок. Сайт www.vesti.ru входит в медиа-холдинг ВГТРК и связан с информационной программой «Вести», выходящей в эфир на телеканалах «Россия-1», «РТР-Планета», и радиостанции «Радио России», а также с телеканалом «Россия-24» и радиостанцией «Вести FM». Аудитория телеканала «Россия-1» превышает 117 млн человек.

Начиная с 2007 г. тема ФРС обязательно предполагает упоминание Бена Бернанке. В 2007 г., при появлении первых признаков так называемого ипотечного кризиса, Бернанке декларировал, что ФРС готова активно вмешиваться в экономику, чтобы бороться с кризисом. Основным инструментом ФРС, который имеет также большое символическое значение для фондового рынка, является манипулирование ставкой процента, для обозначение которой в СМИ обычно используется термин «Fed rate». Действительно, с августа 2007 г. ФРС начинает постепенно снижать ставку процента, а также регулярно предупреждать о серьезности сложившейся ситуации.

Выступления Бернанке оказывают ощутимое влияние на фондовый рынок — множество заголовков привязывают те или иные курсовые колебания именно к выступлениям главы ФРС.

Терминология, которую употребляют иностранные СМИ, чтобы описать финансовый кризис, вызывает определенные трудности перевода. В английском языке для обозначения глобального экономического и финансового спада 2007–2009 гг. используется термин «recession». В русском языке чаще используется термин «мировой финансовый кризис». С пропагандисткой точки зрения использование термина «рецессия» и, как следствие, привлечение теории экономических циклов помогает снять ответственность с кого бы то ни было, так как согласно ей циклы являются глобальным явлением, т.е. спады преподносятся как своего рода стихийные бедствия.

Впрочем, использование понятия «финансовый кризис» в русскоязычном пространстве также имеет пропагандистское значение. «Мировой финансовый кризис» означает «кризис мировой финансовой системы», т. е. долларовой финансовой системы. Таким образом, термин «финансовый кризис», напротив, четко указывает на виновника. В материалах CNN, что закономерно, нигде не приводятся мнения специалистов о том, что нужно пересмотреть роль доллара в мировой финансовой системе.

В целом пик упоминаний в СМИ всего связанного с кризисом приходится на сентябрь–октябрь 2008 г. Основные темы, появляющиеся в материалах и CNN, и «Вестей»: банкротство Lehman Brothers в сентябре (выступает знаком начала финансового кризиса) и глобализация кризиса в октябре. В американских СМИ важной темой является продвижение ФРС проекта вбрасывания в экономику 700 млрд долл. (сложность его прохождения через конгресс). В материалах «Вестей» эта тема практически не затрагивалась. Странным кажется крайне резкое уменьшение числа всех упоминаний, связанных с кризисом, в начале 2009 г. (рис. 1.15).

Даже делая скидку на праздничные дни (последняя декада декабря и первая декада января), количество упоминаний в январе–апреле 2009 г. явно ниже, чем можно предполагать, исходя из реальной экономической ситуации. При этом невозможно определить, является ли снижение количества упоминаний естественным механизмом (снижение сенсационности информации о кризисе) или сознательной политикой СМИ. 

В материалах американских СМИ видно, что из Бена Бернанке делают героя. Это особенно заметно в конце 2009 г., когда журналом «Тайм» ему был присвоен титул «человек года», но также и ранее, в период его борьбы с конгрессом за продвижение 700-миллиардного плана по спасению экономики. То есть СМИ создают его привлекательный образ — примерно теми же методами, что и образ Дж. Буша-мл. Кроме того, президент ФРС и президент США взаимно поддерживают друг друга.

В материалах «Вестей» многократно подчеркивается независимость российского финансового рынка от европейских и американских процессов, вплоть до октября–ноября 2008 г., когда глобальность кризиса становится очевидной. Американские СМИ, напротив, описывают влияние различных европейских и ближневосточных процессов на экономику США практически наравне с американскими процессами (что соответствует внешнеполитической доктрине американского неоконсерватизма о глобальности интересов США). В дальнейшем фигуры президентов ФРС, а также синхронизм моментов их переназначения и кризисов также будут давать важную информацию для анализа и реконструкции системы управления мировыми финансами и миром в целом.

Нельзя не видеть дезорганизующую деятельность рейтинговых агентств, поскольку присваиваемые ими рейтинги не опираются на сколько-нибудь четкие данные, отражают субъективные представления и, соответственно, являются очевидным инструментом манипуляции. Исполнительный директор частного инвестиционного фонда «Blackstone Group LP» Стивен Шварцман прямо обвинил в кризисе 2008–2009 гг. рейтинговые агентства. Именно они давали компаниям рейтинг AAA и неадекватно оценивали сложные облигации, которые позднее значительно упали в цене, что привело к глобальным финансовым проблемам.

В целом конец ХХ в. характеризуется тем, что мировая финансовая система стала ареной информационной войны между ведущими государствами мира.

Главным теоретиком и практиком информационной войны в финансовой сфере является Дж. Сорос, разработавший теорию рефлексивности финансовых рынков. По мнению Сороса, решения о покупках и продажах ценных бумаг принимаются на основе ожиданий (а это уже психологическая категория, которая может быть объектом информационного воздействия) цен в будущем. Эти цены, в свою очередь, зависят от принимаемых в настоящий момент решений. Совершенно очевидно, что спекуляции на фондовом рынке меняют условия спроса и предложения.

Главные выводы теории рефлексивности финансовых рынков состоят в том, что на рынке всегда присутствуют превалирующие предпочтения того или иного направления и рынок может воздействовать на ход предвосхищаемых им событий. Таким образом, теория рефлексивности показывает, как складывающиеся котировки могут влиять на реальную стоимость акций, которая, следуя принципам фундаментального анализа, отражается на котировках. 

Впервые Сорос вышел на «оперативный простор» применения своей теории в 1992 г., когда после предпринятой им информационно-психологической атаки на ожидания английского фондового рынка произошло обвальное падение фунта стерлингов, отдалившее введение евровалюты на семь лет.

Общий объем средств, потраченных Дж. Соросом на обрушение фунта стерлингов, составлял около 10 млрд долл., в то время как собственные активы структур Сороса никогда не превышали 4 млрд долларов.

То есть Сорос действовал при активной поддержке американского государства (в дальнейшем при построении модели управляемого кризиса механизм «маневровых» финансовых организаций и «маневровых» манипулятивных капиталов, запускаемых в работу долларовым эмитентом, будет активно применен). В решающий момент, когда атака рисковала захлебнуться, последовали заявления официальных лиц США о том, что курс фунта стерлингов завышен. Получив мощную государственную поддержку, Дж. Сорос довел дело до конца и заработал на кризисе национальной валюты Великобритании около 2 млрд долл. В свою очередь, доллар упрочил свои пошатнувшиеся позиции.

В июле 1997 г. Сорос вновь предпринял успешную ин формационно-психологическую атаку против национальных валют ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин. В итоге национальные экономики этих стран были отброшены на 10–15 лет назад. В азиатских странах начался рост цен, а в Индонезии к маю 1998 г. наступил финансовый коллапс.

В чем заключается механизм информационной атаки Дж. Сороса?

Как правило, она состоит из последовательности информационных воздействий, направленных на завоевание информационного превосходства в информационно-психологической среде мировой финансовой системы.

Пользуясь абсолютным доминированием в средствах информационного воздействия (около 70% всех средств массовой коммуникации в мире — американские, объем выпускаемой информационными агентствами США информации в 12 раз превосходит объем информации, выпускаемой российскими агентствами), Сорос умело воздействовал через общественное мнение на психологию мировых инвесторов.

Параллельно с распространением недостоверной информации о проблемах экономики страны, выбранной объектом воздействия, и слухов о возможном крахе ее национальной валюты («подтверждаемых» аналитическими обзорами) осуществляются реальные действия валютных спекулянтов по «расшатыванию» финансового рынка этой страны. Информационные воздействия заранее планируются и координируются Дж. Соросом.

Время начала активных информационных воздействий определяется специальным аналитическим подразделением. После начального успеха (первого обвала национальной валюты) следует целенаправленное информационно-психологическое давление на правительство страны — жертвы информационной агрессии.

В августе 1998 г. Сорос предпринял информационную атаку против финансового рынка Германии (как основы будущей евровалюты). Информационная атака началась со статьи в английской газете «Financial Times» от 13 августа 1998 г., в которой финансовый магнат настаивал на необходимости срочной девальвации российского рубля. Но атака была комплексной, состоящей из двух последовательных информационных ударов. Один был направлен на финансовый рынок России, как наиболее экономически связанный с Германией, и привел к девальвации рубля. Второй удар был нанесен по финансовому рынку Германии. В итоге Германия выдержала информационную атаку, а Россия, не имевшая системы противодействия информационным атакам, — нет. По оценкам экспертов, чистая прибыль Сороса в результате информационной агрессии против российского рубля составила около 300 млн долл. Случившийся летом 1998 г. финансовый «взрыв» был напрямую связан с неумением российской политической элиты вести эффективное информационное противоборство в финансовой сфере.

Однако имеются случаи успешного противодействия подобному манипулированию, например со стороны Китая. Еще осенью 1996 г. появились сообщения, что группа фондов Дж. Сороса мобилизует ресурсы для атаки на гонконгский доллар.

Глава финансового ведомства Гонконга Дональд Цан вызвал к себе представителей Сороса и ознакомил их с планами защиты гонконгского доллара в случае атак на него.

Планы эти произвели на гостей такое впечатление, что они дали обещание не нападать на гонконгскую валюту. Впрочем, атака на гонконгский доллар все же состоялась, и ее эффект оказался выше ожиданий: кризис за-тронул не только Гонконг, но и весь мир.

В ходе информационного противоборства с США китайским специалистам удалось правильно определить точное время нападения Сороса на китайский фондовый рынок. Китайцам удалось полностью переиграть американцев в ходе информационного противоборства в финансовой сфере в ходе азиатского кризиса 1997–1998 гг. Проведенные китайскими специалистами по информационной войне контрмеры не только нейтрализовали финансовые атаки Сороса на китайском фондовом рынке, но и полностью блокировали специально распространяемые Соросом слухи о неустойчивости юаня. Помимо специальных мероприятий по защите финансовой системы Китая, был нанесен информационный контрудар (подобный атаке Дж. Сороса) по национальной валюте США. Это было не слишком сложно осуществить, так как 20% всех товаров в американских магазинах — китайские.

Также была предпринята информационная атака на крупнейшую американскую и мировую Нью-йоркскую фондовую биржу, осуществляющую более 70% всех операций с акциями в США. Тревожный сигнал об ответном китайском ударе прозвучал для США 27 октября 1997 г., когда курс акций на Нью-йоркской фондовой бирже обрушился на 554,6 пункта. Это было самое резкое в истории падение акций американских компаний со времени Великой депрессии в результате которого акции американских «голубых фишек» значительно обесценились. Дж. Сорос, по дан-ным радиостанции BBC, потерял 2 млрд долл., а вскоре китайцы практически полностью его разорили. Ведущий фонд Сороса был ликвидирован, а два мелких объединены.

Есть основания предполагать, что в условиях создания единого общемирового информационного пространства в ХХI в. разворачивается геостратегическая информационно-психологическая борьба между ведущими мировыми державами за доминирование в информационной среде. Очевидно и то, что эта борьба будет обостряться в период финансовых кризисов. Таким образом, одним из механизмов управляемого кризиса является информационная манипуляция.

Отрывок из монографии
"Политическое измерение мировых финансовых кризисов"
из главы "Кризисы и массовое информационно-психологическое воздействие" 22 мая 2012 г.
http://www.rusrand.ru
Просмотров: 449 | Добавил: Альшевский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2022Создать бесплатный сайт с uCoz